Особым спросом на авторынке пользуются галогенные лампы. Это современный источник света.
Основное предназначение такой лампы – обеспечение безопасности движения на протяжении темного времени суток. Галогенный свет очень хорошо освящает проезжую часть перед автомобилем. Поэтому, такие лампы всегда радуют автолюбителей. Да и дорожно-транспортных происшествий в результате использования галогенных ламп меньше.
Сама по себе галогенная лампа представляет лампочку, в балоне которой находится буферный газ. Обычно, в таких целях используется пар галогенов йода либо брома.
Отличительные характеристики использования галогенных ламп заключаются в мощности, более естественном спектре излучения, высокой светоотдаче, времени эксплуатации, рабочей температуры и оптимальной светоотдаче. Мы об этом поговорим ниже, рассматривая основные их преимущества и недостатки.
История галогенных ламп
На протяжении многих лет создавалась эффективная электрическая лампа. Самые первые галогенные лампы были линейными. Галогенная самая современная. Она пришлана смену простым лампам. тем самым представляя новое поколение автомобильной оптики. Сейчас это оптимальное освещение проезжей части.
Идея заполнить колбу лампы инертным газом появилось сто лет тому назад, 1915 год. Дальше был этап усовершенствования. В 1949 году конструкторы такой немецкой фирмы как OSRAM приняли решение заполнять колбу галогенами. Через несколько лет, 1956 год, американской корпорации General Electric удалось запатентовать действующую галогенную лампочку. Наиболее широкое их распространение произошло в 80-х годах прошлого века.
В настоящий момент светотехника не стоит на месте. Она постоянно развивается. Ниже представлены разновидности галогенных ламп, более усовершенствованные модели.
Принцип работы
Принцип работы галогенной лампы существенно отличается от работы обычной лампы. Электричество, которое проходит по вольфрамовой спирали, очень хорошо накаляет ее тело, поэтому лампа светиться. Поскольку температура повышена, она сама вынуждает атомы вольфрама испаряться со спирали, конденсируясь на более прохладной колбе. Этот момент снижает срок службы лампы.
Что касается автомобильной галогенной лампы, она работает несколько иначе: в химическую реакцию вступает кислород, испаряющиеся атомы вольфрамовой спирали и пары галогена. Именно пары галогена препятствуют атомам вольфрамовой спирали осаждаться на колбе. В том случае, если возле спирали находится достаточно мощный источник тепла, соединение снова имеет возможность распасться на вольфрам, галоген и кислород. В такой ситуации атомы вольфрама снова попадают на спираль. В результате, повышается температура работы спирали, поэтому свет становится ярче. Таким образом, лампа работает дольше, сохраняя меньшие объемы.
Спектр света галогенных ламп максимально приближен к солнечном у. Важно отметить, что в галогенных лампах существенно снижено ультрафиолетовое излучение. Это, в свою очередь, имеет возможность уменьшить выцветание объектов, которое вызывается излучением.
Основные преимущества и недостатки
Несколько слов об отличительных характеристиках галогенных ламп. Что касается времени эксплуатации, она хорошо работает от 2000 до 4000 часов. Следует обратить внимание на то, что в ходе плавного включения, срок службы увеличивается до 8000 часов. Обращая внимание на рабочую температуру спирали, необходимо знать, что она составляет приблизительно 3000К. Что касается номинальной мощности, ее показатель 55Вт. Галогенная лампа работает от сети 12В. Ее оптимальная светоотдача составляет от 15 до 22лм/Вт. Самое важное преимущество лампы – сохранение стабильного уровня яркости на протяжении всего срока службы.
Стандарты галогенных ламп
Существуют стандарты галогенных ламп. Однако, помимо деления по конструктивным особенностям, лампы делятся по способности освещения и энергопотребления.
Следует обратить внимание на фланцевые лампы. Они обладают ограничением на расстояние между фланцем и спиралью. Это непосредственно позволяет расположить спираль именно в фокусе отражателей либо на ином нужном расстоянии.
У категории лампочек, которые используются в противотуманках, очень часто спираль находится поперек оптической оси. Это может быть лампочка Н3. Что касается галогенных ламп для авто h4, они обладают спиралью, которая аналогична спирали у H1.
Для фарных систем автомобилей используют лампочки Н1 и Н7. Раньше Н1 использовалась для дальнего света. Однако, в результате создания Н7, у которых очень хорошая светоотдача, ей отвели роль освещения дорожного полотна в тумане и при дальнем свете.
Достойны внимания и штифтовые лампочки. Именно их наиболее часто применяют в автомобилях. Штифтовые лампы оборудованы цилиндрическим цоколем с смещенными и симметричными штифтами. Что касается смещения в высоту, ее используют лишь на паре нитевых лампочек. Это необходимо для коррекции их расположения в патроне. Смещение по кругу применяется в оранжевых лампочках. Их стекла окрашивают отдельно, устанавливая на автомобили с прозрачным стеклом поворотников.
ГОСТ требует яркий оранжевый свет в случае поворота. Штифты удалось сменить. Это оказалось необходимо для того, чтобы у никого не было возможности поставить бесцветную лампу в поворотник. Смещенные штифты используются зарубежными производителями в лампочках с целью подсветки индикаторов. Еще одно применение — сигнализация о стоянке .
Следующая разновидность лампочек – софитные. Их используют с целью освещения салона автомобиля изнутри. Конструкция такой лампы очень удобна. Она состоит из пары цоколей. Сама по себе очень компактна, поэтому не занимает много места, вмещаясь в плоский плафон, который обычно встроен в обивку.
Автомобилисты обращают внимание и на галогенные бесцокольные лампы. На самом деле, у них в наличии есть цоколь, просто он заменен пластиковым патроном и прижатыми к проводнику контактами вне колбы. Их выпускают в четырех размерных вариантах. На практике галогенные бесцокольные лампы устанавливаются на приборку и в габаритные огни. Эта разновидность ламп очень ценится, поскольку имеет высокий срок службы.
Достаточно актуальны лампочки со стекло-пластмассовым патроном. Их используют для освещения приборной панели. Они очень надежны, поскольку имеют крепкое крепление контактов, патрона и штекера питания. У них нет поверхностей, которые подвержены окислению.
В очень маленьких фарах употребляются лампочки с пластиковым уплотняющим цоколем. Они создавались на основании лампочек Н7. Их маркировка — Н8, H9 и H11. На практике водители устанавливают их вместе с HB3, то есть для дальнего освещения, и с HB4 с целью ближнего освещения. Для того, чтобы создать оптимальный свет, лампы с пластиковым уплотоняющим цоколем применяют с металлогалогенными и ксеноновыми лампами. Что касается НВ1 и НВ5, их лишь устанавливают на автомобилях родом из США.
Н8 принято потреблять в противотуманке на ближнее освещение. Здесь они вполне идеально вписываются в требования энергопотребления и к нагреву спирали.
Лампочки Н9 создают сильный поток света. поэтому их устанавливают на дальнее освещение.
Сравнение с другими видами источников света в авто
Сравнивая галогенную лампу с иными источниками света, следует обратить внимание на то, что она очень хорошо освящает дорожное полотно. Автолюбители сразу обратили на нее внимание, поскольку она экономит топливо и сроки замены ламп. В общем, разница по сравнению с обычными лампами колоссальная.